В соответствии с пунктом 2 поручения Президента Российской Федерации от 04.01.2017 № Пр-32 предписывается … при реализации комплекса мероприятий по сокращению дефицита региональных бюджетов и уровня государственного долга субъектов Российской Федерации исходить из необходимости формирования долговой политики, определяющей активное использование государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета и минимизацию привлечения коммерческих кредитов.
Согласно данным Минфина России по состоянию на 01.12.2018, на государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации приходится 563 млрд. руб., на бюджетные кредиты приходится 951 млрд. рублей, на коммерческие кредиты 457 млрд. рублей, на государственные гарантии и иные долговые обязательства – 84 млрд. рублей.
Причем по динамике государственного долга субъектов Российской Федерации за последние 4 года мы уже видим постепенное замещение коммерческих кредитов бюджетными кредитами и выпусками государственных ценных бумаг.
С целью дальнейшего развития рынка облигаций мы, как СРО и ассоциация участников финансового рынка совместно с участниками рынка рассматриваем целесообразность не только унифицировать процедуру выпуска региональных облигаций с коммерческими облигациями, но и предоставить возможность регионам выпускать не только биржевые, но и внебиржевые облигации, что также значительно снизит стоимость организации выпуска субфедеральных облигаций. Возможность регионов выпускать облигации сверх предельного объема государственного долга в рамках финансового года в целях погашения (рефинансирования) существующих кредитных обязательств также положительно скажется на стоимости обслуживания долга субъектов (включая муниципальные образования) Российской Федерации.
Одной из ключевых мер поддержки дальнейшего развития данного сегмента долгового рынка может стать субсидирование из федерального бюджета ставок купонных платежей по облигациям субъектов Российской Федерации, снижение нормативных требований к уровню рейтинга ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для целей их последующего включения в Ломбардный список Банка России, а также возможное финансирование затрат на организацию эмиссии облигаций субъектов Российской Федерации.
Посредством плодотворной совместной работы участников финансового рынка, саморегулируемых организаций финансового рынка, Банка России, Федеральных органов исполнительной власти и Государственной Думы, региональные облигации в перспективе могут заместить действующие коммерческие кредиты, полученные регионами и дать существенный экономический эффект за счет снижения стоимости обслуживания государственного долга.
