Комитетом по налогообложению саморегулируемой организации «Национальная финансовая ассоциация» (далее – Комитет СРО НФА) были подготовлены и направлены в Государственную Думу Российской Федерации, Минфин России и ФНС России предложения по проекту федерального закона № 1022669-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» (далее – Законопроект).
На момент рассмотрения Комитетом, Законопроект предусматривал обязанность налоговых агентов рассчитывать совокупность налоговых баз физического лица для целей применения соответствующей повышенной ставки в отношении доходов, превышающих 5 миллионов рублей, и удержания НДФЛ в соответствии с требованием НК РФ. Таким образом, функционально существенная часть администрирования налога в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 8 июля 2020 г. № Пр-1081 [1] возлагалась на налоговых агентов.
Принимая во внимание, что предусмотренный Законопроектом механизм расчета совокупности налоговых баз требует агрегации в режиме реального времени налогооблагаемых доходов от различных договорных отношений (продуктов) налогового агента, в том числе на финансовом рынке, следствием чего является потребность обеспечения дорогостоящего единого технологического решения и перенастройку внутренних процессов реализации операционных функций Комитет СРО НФА предложил участникам законодательного процесса усовершенствовать данный механизм и снять обязанность рассчитывать совокупность налоговых баз физического лица с налогового агента, предусмотрев, как опцию, переходный период.
Государственные органы рассмотрели предложения участников рынка, Комитета СРО НФА и внесли в проект следующие положительные изменения.
В течение первых двух налоговых периодов (календарных года) после даты введения прогрессивной шкалы предлагается переходные положения, предусматривающие механизм исчисления налоговым органом суммы налога в полном объеме по ставкам, соответствующим совокупности налоговых баз за соответствующий год, при этом налоговый агент осуществляет исчисление и удержание НДФЛ в разрезе отдельных налоговых баз с учетом норм о применении прогрессивной шкалы налогообложения.
Так, налоговый орган будет исчислять общую сумму налога применительно ко всем доходам физического лица, включая доходы по депозитам, полученным в налоговом периоде. В случае если исчисленная сумма налога превысит сумму, уплаченную в бюджеты в отношении доходов налогоплательщика за налоговый период, налоговый орган направляет физическому лицу налоговое уведомление об уплате суммы налога, подлежащей доплате по аналогии с имущественными налогами.
Учитывая вышеизложенное, направив предложения, Комитет СРО НФА обратил внимание на трудности технологического и методологического сопровождения процесса расчета и удержания НДФЛ по прогрессивной шкале на уровне налогового агента, в том числе в связи с коротким сроком от предполагаемой даты принятия ФЗ до даты вступления в силу изменений, позволил рассмотреть и согласовать переходную опцию для налоговых агентов, предоставив время налоговым агентам – участникам финансового рынка для внедрения изменений в технологическую и организационную поддержку процесса.[1] Поручение Президента РФ от 8 июля 2020 г. № Пр-1081 «Перечень поручений по итогам обращения Президента к гражданам России».